Киев, который снесли на наших глазах

Недавно издательство Главкиевархитектуры, которое специализируется на технических изданиях, выпустило совершенно нехарактерную для себя книжку: альбом Василия Галайбы «Фотовоспоминание. Киев, которого нет». И 400-страничная, большого формата книга тут же стала раритетом. Потому что в ней собраны черно-белые снимки старого Киева — города, который исчез с лица земли буквально на наших с вами глазах. В конце семидесятых годов ходил по Подолу и другим районам Киева фотограф и снимал старые дома. Прохожие оборачивались на его странную фигуру: ну кому нужны эти неказистые домишки, одно-, двухэтажные, явно обреченные на снос? Он отснял свыше 1100 домов во всех районах города. И большинство в течение 70—90-х годов были снесены — во время реконструкций, городских «чисток», отселений. Теперь, спустя два с лишним десятилетия, оказалось, что Василий Галайба был единственным, кто без всякого государственного или научного задания, для себя, за свои средства сохранил для потомков память о целом пласте киевской старины. Впрочем, многие дома действительно не представляли исторической ценности, их надо было снести. Но почему память о них для будущих поколений сберег единственный фотограф-любитель, а не киевское Общество охраны памятников, не специальные институты? Василий Галайба много лет стучался в двери разных государственных ведомств, предлагая свой уникальный архив. Отозвалась только Главкиевархитектура. Ее руководитель Сергей Бабушкин создал группу из историков-краеведов, таких, как Михаил Кальницкий, Марина Виноградова, Мария Кадомская, Андрей Пучков, Александр Шервинский. Они к каждой фотографии Галайбы дали полную историческую справку: когда дом был построен, кто в нем жил, и когда здание было снесено. В альбом вошло свыше 700 фотографий. Собранные вместе, они смотрятся как мартиролог киевской старины, и для киевлян, любящих свой город, представляют настоящую ценность. Впрочем, при всех достоинствах издания есть у него два минуса. Первый — «Фотовоспоминание» В. Галайбы было издано как некоммерческий проект техническим издательством, которое вынуждено было на многом экономить. Этим объясняется его не очень изысканный вид. И второе — всего-навсего тысячный тираж. Уверен, что если кто-нибудь возьмется и качественно переиздаст альбом, спрос на него будет. Недавно встретил Василия Васильевича. Он жаловался, что у него не осталось ни одного экземпляра «Фотовоспоминаний»...